Посмотрела сегодня фильм "Страх и трепет /Stupeur et tremblements/"(2003), остались двоякие чувства...но главная героиня Амели показалась мне чуток чокнутой
Хотела бы написать много, но я не любитель писать длинные посты....да и не умею...
Хотела бы написать много, но я не любитель писать длинные посты....да и не умею...
рецензия
""Страх и трепет" — это фильм о развитии отношений между японцами и бельгийкой, снятый по бестселлеру Амели Нотомб. Главная героиня, Амели, прожила в Японии до пяти лет, но затем уехала в Бельгию, так что является европейской девушкой. Но она продолжала считать Японию своей родиной и очень хотела вернуться, поэтому подготовилась, блестяще выучила японский и поступила на работу в крупную корпорацию "Юмимото". К сожалению, сначала работы переводчика для нее не нашлось, и господин Саито заставлял ее готовить кофе, потом она переворачивала календари, а позже из-за ледяной начальницы Фубуки нескладной гостье из Европы пришлось чистить туалеты. Душераздирающая история про столкновение разных подходов к жизни, принесшая Амели Нотомб Гонкуровскую премию, а Сильвии Тестю — Сезар. Как роман, так и фильм встретили понимание у многих читателей/зрителей, которые проклинали японцев, меня же эта штука так удивила, что я несколько недель размышляла над итоговым впечатлением.
Над Амели стоит целая череда начальников — жирный грубиян Омоти, сухой подхалимствующий господин Саито, который заставляет девушку вручную ксерокопировать тома правил спортивного клуба, и роскошная госпожа Фубуки Мори, сдержанная и поразительно красивая. Фубуки улыбается до тех пор, пока начальник соседнего отдела не дает разносящей сотрудникам кофе Амели важное задание. Госпожа Мори никак не может допустить, чтобы растрепанная пришелица получила важную работу, которой другие добиваются годами, и доносит на Амели. Дальше — хуже, и вскоре "дружба" превращается в противостояние.
Фильм "Страх и трепет" вызвал у меня неприятное ощущение при том, что книга наблюдательна и достаточно интересна. Режиссер сделал главную героиню слишком взбалмошной и беззащитной, слишком мечтательной. Он оставил происшествия и остроумные пассажи, убрав их трактовку, отчего Амели стала выглядеть добродушной дурой. Во время просмотра мне стало понятно, почему я так люблю японское кино и почему я так не люблю "рабочие комедии". Начнем с характера кино-Амели — она судит о людях по первым пяти минутам, выстраивая на основе лица или поведения человека долгосрочную стратегию и его характер. Естественно, она постоянно ошибается, но возлагает ответственность за свои промахи на других. Ее поэтическая натура имеет дело с двойниками людей, не имеющими практически никакого отношения к людям реальным. Амели пытается дружить со своей начальницей, что мне представляется верхом нелепости. В порыве неуместной доверительности она рассказывает незнакомой женщине о том, какие подлецы ее начальники (с ходу, даже не зная, в каких они находятся отношениях). Амели не дает покоя работающей Фубуки, постоянно глядя на нее и сочиняя истории. Она делает целый спектакль из ничтожных обязанностей, за которые от скуки берется с большим энтузиазмом, отвлекая на себя внимание работающих. Странно, что она не устраивала балет с чашками кофе, раз из переворачивания календаря ей удалось создать такое шоу. Амели (и части зрителей) это кажется забавным. Можно спорить, но мне это кажется суетливым и надоедливым. Т.е. я с трудом представляю, чтобы мне, пока я настраиваю бд, смотрю логи систем или, на худой конец, пишу статью, растрепанная гостья задавала вопросы о том, кем я хочу стать в детстве. Не думаю, что дело тут в разнице между европейским и восточным подходом к работе. Рабочее пространство как необходимость, за которой лежит настоящая жизнь, — очень сложная пленка, нарушать спокойствие которой чревато неприятностями. В итоге проблемы экранной Амели во многом являются результатом ее собственной глупости, потому что к конфликту менталитетов добавляется еще и простой конфликт характеров.
С другой стороны, на героиню действительно наваливается целый ряд неприятностей — например, ей не дают стоящую работу, заставляя быть обслугой, на нее кричат, она дезориентирована и не знает, у кого просить помощи. Что бы вы сделали в таком случае? Я верю, что 95 процентов людей плюнуло бы и отправилось восвояси, но у Амели есть мечта, ради нее она готова потерпеть и разобраться. По складу характера Амели совсем не подходит для монотонной бухгалтерской работы, а проявить свои прямые таланты ей не дают, задавив внутри серого тела конторы. В этом отношении фильм сделан отлично — в книге Нотомб упоминает, что за пределами работы ее жизнь проходила насыщенно, но в фильме кажется, что ничего кроме офиса не существует. О своем неумении заниматься глупой бумажной работой Амели сообщает с лишней надменностью — при том, что все остальные люди в кабинете занимаются именно этим. Это не добавляет ей любви, к которой девушка стремится. Когда один из японцев решает предложить ей проект, Амели даже не думает слушать его советы, поступая по-своему. Но самый ее отвратительный поступок — это попытка утешить спрятавшуюся после оскорбления босса Фубуки. Это не имеет отношения к западной/восточной морали, а просто результат того, что Амели старается быть добрым доктором там, где это не нужно и опасно.
Тем не менее, Амели Нотомб подвергает происходящее анализу, и "Страх и трепет" даже не о прямом конфликте Восток-Запад, а о том, что теоретические знания о чужой культуре, даже сочетающиеся с искренним желанием, оказываются неприменимыми в руках европейца. Легко говорить о том, что никакой разницы нет, но что, если этой разницы нет для тебя, а для них она существует? И ты ходишь под грузом неиспользованного дружелюбия, мечтая стать японкой, а на деле являясь бесполезным гайдзином, выделяясь даже самим своим видом, не говоря уже о манере держать себя? Несмотря на совершенные Амели ошибки, эта проблема в фильме остается.
Кино назидательное, хотя кинообраз Амели подействовал на меня, как красная тряпка. Нотомб сняла с Японии флер страны аниме-героев и самураев, превратив ее в нагромождение скучных офисов и замордованных клерков. Ей повезло, и она нашла свое призвание — стала писателем, оставив корпорацию позади.
(с) Мор"
Над Амели стоит целая череда начальников — жирный грубиян Омоти, сухой подхалимствующий господин Саито, который заставляет девушку вручную ксерокопировать тома правил спортивного клуба, и роскошная госпожа Фубуки Мори, сдержанная и поразительно красивая. Фубуки улыбается до тех пор, пока начальник соседнего отдела не дает разносящей сотрудникам кофе Амели важное задание. Госпожа Мори никак не может допустить, чтобы растрепанная пришелица получила важную работу, которой другие добиваются годами, и доносит на Амели. Дальше — хуже, и вскоре "дружба" превращается в противостояние.
Фильм "Страх и трепет" вызвал у меня неприятное ощущение при том, что книга наблюдательна и достаточно интересна. Режиссер сделал главную героиню слишком взбалмошной и беззащитной, слишком мечтательной. Он оставил происшествия и остроумные пассажи, убрав их трактовку, отчего Амели стала выглядеть добродушной дурой. Во время просмотра мне стало понятно, почему я так люблю японское кино и почему я так не люблю "рабочие комедии". Начнем с характера кино-Амели — она судит о людях по первым пяти минутам, выстраивая на основе лица или поведения человека долгосрочную стратегию и его характер. Естественно, она постоянно ошибается, но возлагает ответственность за свои промахи на других. Ее поэтическая натура имеет дело с двойниками людей, не имеющими практически никакого отношения к людям реальным. Амели пытается дружить со своей начальницей, что мне представляется верхом нелепости. В порыве неуместной доверительности она рассказывает незнакомой женщине о том, какие подлецы ее начальники (с ходу, даже не зная, в каких они находятся отношениях). Амели не дает покоя работающей Фубуки, постоянно глядя на нее и сочиняя истории. Она делает целый спектакль из ничтожных обязанностей, за которые от скуки берется с большим энтузиазмом, отвлекая на себя внимание работающих. Странно, что она не устраивала балет с чашками кофе, раз из переворачивания календаря ей удалось создать такое шоу. Амели (и части зрителей) это кажется забавным. Можно спорить, но мне это кажется суетливым и надоедливым. Т.е. я с трудом представляю, чтобы мне, пока я настраиваю бд, смотрю логи систем или, на худой конец, пишу статью, растрепанная гостья задавала вопросы о том, кем я хочу стать в детстве. Не думаю, что дело тут в разнице между европейским и восточным подходом к работе. Рабочее пространство как необходимость, за которой лежит настоящая жизнь, — очень сложная пленка, нарушать спокойствие которой чревато неприятностями. В итоге проблемы экранной Амели во многом являются результатом ее собственной глупости, потому что к конфликту менталитетов добавляется еще и простой конфликт характеров.
С другой стороны, на героиню действительно наваливается целый ряд неприятностей — например, ей не дают стоящую работу, заставляя быть обслугой, на нее кричат, она дезориентирована и не знает, у кого просить помощи. Что бы вы сделали в таком случае? Я верю, что 95 процентов людей плюнуло бы и отправилось восвояси, но у Амели есть мечта, ради нее она готова потерпеть и разобраться. По складу характера Амели совсем не подходит для монотонной бухгалтерской работы, а проявить свои прямые таланты ей не дают, задавив внутри серого тела конторы. В этом отношении фильм сделан отлично — в книге Нотомб упоминает, что за пределами работы ее жизнь проходила насыщенно, но в фильме кажется, что ничего кроме офиса не существует. О своем неумении заниматься глупой бумажной работой Амели сообщает с лишней надменностью — при том, что все остальные люди в кабинете занимаются именно этим. Это не добавляет ей любви, к которой девушка стремится. Когда один из японцев решает предложить ей проект, Амели даже не думает слушать его советы, поступая по-своему. Но самый ее отвратительный поступок — это попытка утешить спрятавшуюся после оскорбления босса Фубуки. Это не имеет отношения к западной/восточной морали, а просто результат того, что Амели старается быть добрым доктором там, где это не нужно и опасно.
Тем не менее, Амели Нотомб подвергает происходящее анализу, и "Страх и трепет" даже не о прямом конфликте Восток-Запад, а о том, что теоретические знания о чужой культуре, даже сочетающиеся с искренним желанием, оказываются неприменимыми в руках европейца. Легко говорить о том, что никакой разницы нет, но что, если этой разницы нет для тебя, а для них она существует? И ты ходишь под грузом неиспользованного дружелюбия, мечтая стать японкой, а на деле являясь бесполезным гайдзином, выделяясь даже самим своим видом, не говоря уже о манере держать себя? Несмотря на совершенные Амели ошибки, эта проблема в фильме остается.
Кино назидательное, хотя кинообраз Амели подействовал на меня, как красная тряпка. Нотомб сняла с Японии флер страны аниме-героев и самураев, превратив ее в нагромождение скучных офисов и замордованных клерков. Ей повезло, и она нашла свое призвание — стала писателем, оставив корпорацию позади.
(с) Мор"
Мне очень понравилась эта фраза в фильме:
Пока существуют окна, у любого человека будет своя доля свободы
Пока существуют окна, у любого человека будет своя доля свободы